ГлавнаяВоспитание ребенка → Сенситивные периоды развития ребенка

Сенситивные периоды развития ребенка

Сенситивные периоды развития ребенка

Современная психология развития ребенка определяет сенситивные периоды развития, как периоды максимальной чувствительности ребенка к разного рода воздействиям. Например, если сенситивный период в развитии речи, находится в интервале возраста от одного года до трех лет, то упускать его не стоит. Потому что потом наверстать потерянное будет очень сложно, и усилия придется прикладывать нешуточные.

Любой ребенок получает хотя бы минимально необходимый объем знаний, умений, навыков, от своего ближайшего круга общения. Но родители безусловно обязаны учесть тот факт, что легче всего спектр определенного материала усваивается ребенком в конкретном возрасте. Например, нормы морали и этики проще всего даются ребенку в дошкольном возрасте, а основы общих наук – в младшем школьном. И очень важно не упустить этот период, и пока ребенок находится в нем, дать ему все необходимое для развития в это время.

Советский педагог и психолог Выготский, определил основные законы развития ребенка.

Сенситивные периоды развития ребенка по Выготскому

Закон первый обуславливает цикличность развития. Периоды интенсивного подъема в развитии обязательно сменяются периодами затухания, спада. Они свойственны отдельным психическим функциям, таким как память, речь, интеллект… Так же их можно наблюдать и в развитии психики ребенка целиком.

Закон второй обуславливает неравномерность развития. Дело в том, что разные грани личности ребенка, развиваются с разной скоростью. Это касается и психических функций. Выделение функций начинается еще в раннем детстве. В первую очередь подлежат естественному развитию основные психические функции, такие как восприятие, потом память, потом мышление. Восприятие развивается в раннем возрасте, память в дошкольном. В младшем школьном возрасте развивается мышление.

Закон третий описывает превращения в развитии ребенка. Он говорит о том, что развитие это не имеет количественной характеристики, скорее это цепь качественных изменений, когда одна форма превращается в другую. Нельзя сравнивать ребенка с «маленьким взрослым», который просто мало знает и умеет, но в процессе роста накапливает эти знания и умения. Нет, у ребенка на каждой ступени развития, психика разная. Она отличается от того что было раньше и от того что будет потом.

Закон четвертый говорит о сочетании процессов, которые обуславливают эволюцию и инволюцию в развитии ребенка. То есть процессы обратного развития (инволюции) в некотором роде вплетаются в ход эволюции. Развивавшееся на предыдущем этапе или отмирает, или подвергается преобразованиям.  Ребенок, который научился говорить перестает лепетать, у детей младшего школьного возраста становятся другими интересы. Если же процессы инволюции запаздывают, можно наблюдать инфантилизм – переходящий в новый возраст ребенок, сохраняет старые черты.

Сенситивные периоды развития ребенка характеризуются разным удельным весом наследственности в этих периодах. То есть наследственность присутствует во всех периодах развития ребёнка, но не в равной степени. Например, функции элементарные, такие как ощущение или восприятие, в большей мере имеют наследственную обусловленность чем функции высшие (логическое мышление, произвольная память, речь). Дело в том, что высшие функции более обусловлены культурно – историческим развитием, и наследственность играет в них роль предпосылок, а не основополагающих моментов, которые определяют психическое развитие личности.

Метки записи:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Сенситивные периоды развития ребенка"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: